СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ КОНСУЛЬТАЦИИ
Доброе слово» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» - писал поэт Вадим Шефнер.
Доброе слово.. А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.
Доброе слово это те слова, которые сказаны, искренне, сказаны с любовью, сказаны вовремя. Одно или два таких добрых слова могут улучшить настроение на целый день. Могут помочь поверить в себя. Могут поддержать в сложную минуту и не дать сбиться с пути. Могут создать волю к победе и желание двигаться вперед.
«Радость жизни для родителей заключена в детях. Но чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с измальства приучать ребенка к добру и укреплять в добре. Познание добра происходить через доброе слово и доброе дело. Слова исходят из уст, но рождаются в сердце. Особо ценится доброе слово. Оно и в горе побеждает, и от беды спасает, и на ум наставляет. Ничто так не одобряет человека как доброе слово человека. Как важно научить детей уметь слушать доброе слово и вовремя его произносить. Слово может изменить жизнь человека: сделать еѐ яркой и счастливой или наоборот грустной и унылой. Мы должны научиться обдумывать наши слова, задумываться над их значением, чтобы они приносили в наш дом мир и радость, а не боль и разочарования.
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о добрых словах. Каждая народная мудрость хранит в себе тайный смысл.
1.Доброе слово всегда к месту.
2.Доброе слово окрыляет. 3.Доброе слово дороже золота.
Поистине богат и прекрасен русский язык. Много в нем замечательных слов, добрых и ласковых, самых нужных и самых важных для каждого человека. Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования являются книги для развития детей.
Сказки являются основной частью книг для развития детей, занимают в них центральное место и являются главными произведениями, позволяющими выйти на серьѐзные размышления по осваиваемым категориям и ценностям. Книги предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей и направлены на объединение усилий детского сада, школы и семьи в духовно-нравственном развитии детей. Сказки выбраны в варианте, несущем первоначальный контекст духовно-нравственных ценностей, а так же позитивный контекст, что полностью соответствует методологии Истоков. Эти сказки проникнуты идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Они развивают ум и душу ребенка. Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития. Книги для развития детей используются на занятиях по программе «Истоки», имеют большой интегративный потенциал, а также являются инструментарием для работы с родителями по программе «Моя семья». Через эту программу и педагогам, и родителями раскрывается более глубокий, первоначальный духовный смысл сказок.
Младшая группа (3-4 года)
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей второй младшей группы:
– первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
-развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
– развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
– воспитание доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;
– воспитание доброжелательного эмоционального отклика и доброжелательного отношения к окружающим.
Книга для развития — «Доброе слово»
Осваиваемая категория – «Слово»
Русская народная сказка «Теремок». Разные звери, оказавшись в теремке под одной крышей, живут друг с другом в дружбе, мире и согласии. Доброта, взаимопомощь, дружба, гостеприимство, согласие помогают героям объединиться в одном общем добром деле и успешно выполнить его. Для детей представлен позитивный конец русской народной сказки. Дан образец взаимоотношений сказочных героев, которым можно подражать и в жизни. «В тесноте, да не в обиде», — говорят в таком случае. Важно понять смысл этих слов. В сказке звучит предупреждение об умении защищать свой дом, свои границы. Для этого таким разным героям нужно научиться жить сообща.